Стили в ремонте

    В зависимости от изменения в мировоззрении менялось и жилище человека, где он мог отдыхать от суеты жизненного водоворота событий, куда он мог приглашать друзей, где он мог работать. Интерьер всегда соответствовал его образу мысли.
    С течением времени, что-то обдумывая, человек менялся сам и менял все вокруг себя. Старые ценности возвращались, а только что существовавшие уходили в далекое прошлое. Человеческая цивилизация породила множество стилей, элементы которых и по сей день используются в убранстве квартир. Именно их наличие может полностью изменить интерьер комнат, а также стиль жизни и иерархию ценностей их обитателей.

    Порой только один предмет мебели, покрывало на диване, стилизованный светильник или небольшая статуэтка в углу, но на видном месте, перенесет человека в совершенно дру­гой мир, в иную эпоху.

    Стиль Древнего Египта

    Спокойная симметрия Древнего Египта и сейчас продолжает волновать умы многих стилистов интерьера. Это по праву первый из грандиозных стилей мировой культуры, кото­рый складывался на протяжении многих веков. В итоге из разнообразных деталей родилась самобытная система, которая основывалась на фризообразном построении сцен в росписях, сочетании элементов фигур, изображенных на плоскости в фас и профиль, разномасштабности в изображении людей, как великих и богоподобных фараонов, так и простых смертных.

    В строительстве египетских домов впервые использовалось балочное перекрытие, подпираемое специальными квадратными брусками. Входная дверь полностью вырубалась из камня — известняка, а над ней высекалась имя владельца дома. Именно отсюда пошла традиция украшать входную дверь именной табличкой.
    Строгая геометричность присутствовала и в отделке косяков, которые украшались горизонтально расположенными цветными полосами или вставками из цветного камня, ино­гда также использовал высеченный орнамент.
    Для различных статуэток, декоративных ваз и светильников в стенах делались специ­альные ниши, которые украшались молитвами богу Солнца. Строгий симметричный интерьер древнеегипетского дома всегда украшался изящ­ными статуэтками божественных животных, которые были призваны оберегать дом от злых духов. Чаще всего в таком качестве использовались статуэтки бога Анубиса в виде лежащего шакала или черной собаки, статуэтки богини Бастет, которые представляют собой кошку, статуэтки бога Бэса, напоминающие маленького карлика с львиной гривой.

    Для большего сходства и напоминания об ушедшей навсегда эпохе можно отлить из гипса подобие широко известного бюста царицы Нефертити, а затем раскрасить его цветной яркой гуашью. Чтобы такой бюст был заметен и несколько выдавался на фоне небольшой комнаты, его можно установить на постамент в одном из углов вашей комнаты.

    Стиль Эллады (Греция)

    Эллинская культура до сих пор вдохновляет дизайнеров на великие подвиги. Это не только возвращение к истокам человечества, где на первом месте стояла природа, это и воз­вращение к мировой гармонии. Зародившись в VIII в. до н. э. и просуществовав до I в. н. э., культура Древней Греции явилась основой для возникновения всей европейской цивили­зации. Особая гармоничность и целостность во всех сферах культуры отличает ее от всех остальных.
    Для эллинской культуры всегда было характерно преобладание желтого, красного и черного цветов. Для стен всегда выбиралось желтое убранство — цвет глины, которая в раз­ных местностях имела свой оттенок. Чтобы как-то стилизовать интерьер комнат под древнегреческую эпоху, можно укра­сить их различными статуэтками, амфорами, колоннами и постаментами в виде колонн.
    Обязательным атрибутом древнегреческого дома был перистиль — небольшой сад с большой клумбой и фонтанчиками. Такой уголок можно сделать и в современной квартире, расположив его в одном из углов гостиной. Он займет немного места, да и комната будет выглядеть привлекательно. Вы можете ограничиться только цветником из спускающихся на пол лиан, вьющихся цветов с яркими соцветиями.

    Дом, в отличие от дворика, был темным. В жилые помещения свет проникал только сквозь небольшие окошки, размещенные под потолком, а вечером всегда зажигалось боль­шое количество масляных светильников. Чаще всего светильники изготавливались из глины, реже из бронзы или другого металла. Форма светильника, как этого требовала система миро­воззрения, была проста — небольшая плошка с ручкой, — но и сейчас она все еще популярна. Для освещения дворика в вечернее время чаще всего использовались масляные факелы.
    Сегодняшняя тенденция освещения основывается на совершенно иных принципах: чем больше света, тем лучше. Но чтобы полностью передать стиль древней эпохи, можно попытаться установить над цветником или по всему периметру комнаты небольшие светиль­ники. Они создадут атмосферу интимности, помогут отдохнуть от дневной беготни, успокоят нервную систему, да и сэкономят немного денег. Ведь практически весь вечер мы сидим дома и смотрим телевизор.

    Как часто мы оштукатуриваем стены, а затем расписываем их разноцветными узорами и не задумываемся над тем, откуда пришла к нам эта традиция. Ведь в древности сначала были просто ровные стены, на которые наносилось однотонное покрытие, но потом стало развиваться древнее искусство фресковой живописи. Предпочтение всегда отдавалось орна­менту в виде изломанной линии, волюты, геометрических фигур, переплетения ветвей и трав.
    А вспомните, как модно было 20-30 лет назад окрашивать стены цветной известкой, а затем валиком наносить на фон определенный повторяющийся рисунок. Да и сейчас при­нято наклеивать на стены однотонные обои и окантовывать их небольшим бордюром возле потолка.
    Мебель во все времена занимала особое место в убранстве дома. Если посмотреть на устройство древнегреческой мебели, то она зачастую совмещала сразу несколько предметов. Но это было направлено только на достижение большего удобства. Например, известное древнегреческое ложе представляет собой стул с сиденьем, удлиненным настолько, что на нем можно лежать. Ножки стульев, столиков и кресел всегда были изогнутыми и представляли собой ордера колонн, которые крепились к основанию ножек. Зачастую такие же украшения использовались в качестве подлокотников для кресел.
    Шкафы и полки предназначались только для хранения посуды, а одежду было принято складывать в сундуки и большие лари, отделка которых менялась с течением времени.
    В эпоху завоеваний Александра Македонского в древнюю Элладу стали поступать украшения и предметы роскоши совершенно других культур.
    Скромный интерьер расчетливых эллинов все больше и больше оживлялся золотыми фигурками и статуэтками из слоновой кости. Для украшения сундуков, где хранилась оде­жда, стали использоваться вставки из слоновой кости, дорогой древесины, а крышки зача­стую обивались золотыми листами.
    От сундуков и ларей в стилизации интерьера можно смело отказаться, потому что мы настолько привыкли к всевозможным шкафам, шифоньерам, где все висит и лежит на своем месте, да и потом можно смело взять вещь и не гладить ее перед тем, как надеть.

    Стиль Древнего Рима

    Еще император Адриан, страстный поклонник предметов старины, назвал Рим Вечным городом. Даже сейчас это определение не потеряло своей силы. Рим действительно стал Вечным городом, символом античности и образцом для подражания на многие века.
    Стиль Древнего Рима совместил в себе культуру завоеванных греков и этрусков, про­шедших уже достаточный путь в развитии. Римляне считали этрусков своими предками, которые поселились в Италии еще в I тыс. до н. э. По сравнению с греками это был более развитый народ, который обладал хорошим вкусом в живописи, вазописи и архитектуре. Их искусство имело греческие корни, но ушло намного дальше. Здесь была больше предста­влена игра цветов, пусть несколько броская и грубоватая, зато это искупалось экспрессией и приемами деформации взамен твердой логики и расчета, брутальностью стиля вместо умиротворяющей гармонии.

    Стремление к роскоши, большим масштабам и человеческому превосходству в равной степени были присущи и архитектуре, и скульптуре, и обустройству собственного дома.Сегодняшняя планировка квартир мало чем отличается от устройства дома древнерим­ской эпохи. Посмотрите сами. Дом был построен по принципу этрусского жилища, где все располагалось, как вокруг оси, вокруг внутреннего двора, при этом пространство не являлось симметричным. Все было призвано к тому, чтобы сделать дом максимально удобным и красивым. Он всегда огра­ждал древнего римлянина от вторжений в его частную жизнь. Поэтому стены, выходящие наружу, преимущественно были глухими, без единого окна. Зато внутри все было направлено на обустройство уюта, и тут римляне давали свободу своей фантазии. Здесь в изобилии присутствовали настенная фресковая роспись, мозаика, скульптурные изваяния, фонтаны, большие цветники.

    С течением времени римский стиль все больше поддавался влиянию зарождавшегося христианства. Сохраняя в себе традиции Великой империи, римский стиль подготавливал возникновение нового стиля — стиля Византийской империи, которая стала первым наслед­ником уходящей эпохи. Первый наследник — еще не последний. К римскому стилю возвра­щались и в эпоху Ренессанса, в эпоху классицизма. Даже то, что внесла эпоха правления Наполеона, тоже можно назвать подражанием. Но стиль ампир (от империя) был лишь пло­хим слепком с великой культуры. Эпоха эклектики еще раз напомнила о существовании рим­ского стиля. Это было не последнее подражание в XX в. Стиль социалистической эпохи (холодноватость и помпезность) также во многом «симпатизировал» древним римским тра­дициям в архитектуре и дизайне.

    Стиль эпохи Возрождения

    Устав от помпезности мрачного Средневековья, его возвышенных морализованных форм, человечество опять обращается к утерянным идеалам античности. Это проявилось прежде всего в стремлении к простоте, ясности, жизненности как в архитектуре, скульптуре, живописи, так и в обустройстве собственного жилища.

    Опять на первый план выходит удобство и добротность вещи, отодвигая на последний ее массивность, прямолинейность и устремленность вверх линий стиля Средневековья. Про­стота и рациональность используются теперь везде: от строительства дома до мельчайших деталей в обустройстве быта нового зарождающегося типа населения — предпринимателей. Во главе угла стоит не только простота, но и экономия материала. Для украшения теперь используются четкий рисунок и основные элементы типичных античных ордеров. Так строятся открытые галереи на первом этаже — лоджия, большие коридоры, парадные залы, кабинеты. В качестве орнамента используются переплетения различных ветвей растений, геоме­трических фигурок, которые стилизуются под античность. Таким орнаментом украшаются околопотолочная часть стены, сами потолки, а иногда и стены. Также из античности была взята и стукковая лепная декорация, которая могла быстро принимать нужную форму, а в застывшем виде была похожа на мрамор. Для стукко в опре­деленном соотношении брались толченый мрамор, гашеная известь, небольшое количество клея и квасцов. Для декорирования стен чаще всего используются бархат, парча и тисненная кожа. Незакрытыми остаются ниши в стенах, которые украшаются фресками, в них устанавлива­ются бронзовые статуэтки.

    В современной квартире можно ограничиться только небольшим орнаментом в виде перевивающихся веток растений и геометрических узоров под потолком и устройством ниш, в которые можно установить статуэтки.

    Что касается мебели, то в эпоху Возрождения предпочтение отдается ценным породам, например, темному и светлому ореху, привозимым из-за границы черной и красной породам древесины. Украсить мебель можно античным орнаментом или различными вставками из кости, перламутра и черепахового панциря. Ножки сундуков для одежды, поставцов, сто­лов, кресел, стульев чаще всего представляют собой лапы различных хищных и диковинных животных. Неотъемлемым атрибутом такой мебели является и наличие колонн с античными ордерами. Если вы хотите обставить свою спальню в стиле Ренессанса, не тратьте сил и средств на установку балдахина, потому что в эту эпоху бережливые предприниматели полностью отказались от него. Это не только экономило деньги, но и способствовало созданию боль­шего пространства.

    Из всех стилей интерьера это, пожалуй, самый простой и он не требует больших затрат на его воссоздание в масштабе малогабаритной квартиры. От вас потребуется только сде­лать сводчатый потолок, нанести на стены орнамент, по возможности обить их каким-нибудь материалом и чуть-чуть изменить внешний вид вашей мебели.

    Эта эпоха стала поворотной на пути развития цивилизации. Хотя она была не столь уж и продолжительной, но именно она дала толчок к развитию многих последующих культур, например барокко и классицизма. Именно здесь произошло возвращение к древнегреческой гармонии и простоте, которые, переродившись, стали главными опорами всей последующей истории развития искусства интерьера.

    Стиль Барокко

    После нескольких десятилетий простоты в убранстве комнат человечество опять воз­вращается к изысканности и роскоши. Кроме того, новый стиль наполняется сложностью, театральностью и непредсказуемостью. Здесь замысловатость, контрастность, повышенная эмоциональность, отодвигают на второй план строгость, симметричность и прямолиней­ность форм стиля эпохи Возрождения. Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создают некую возвышенность и объемность.
    Интерьер в это время отличается особой торжественностью и величием. Возвышен­ность царит во всем. Потолки и стены напоминают святой небосвод. Здесь присутствует всевозможная отделка множеством мелких деталей, при соединении которых создаются раз­личные фигурки божеств, парящих прямо под сводом потолка.
    На полах, как и прежде, предпочтение отдается мраморному покрытию или майолико­вым плитам. Мебель усложняет и так непростой интерьер. В противовес простой изящной мебели предыдущей эпохи здесь главенствует массив­ность формы и обилие украшений, которые делают мебель еще более тяжелой.
    Предметы мебели теперь устанавливаются не только на 3-4 ножки, но и на 5, 6, и даже 8. Такая конструкция еще больше их утяжеляет. Для украшения стульев выбираются самые разнообразные формы ножек: от консолей и сужающихся книзу пирамид до s-образных. Но в отличие от других эпох здесь уже используется мягкая мебель, которая оббивается дорогими тканями, привозимыми с Востока.
    Нередко для этого используется и испанская тисненная кожа, итальянский гобелен и французский бархат, а также глазет — ткань с серебряными и золотыми нитями. Иногда эту обивку скрывают под чехлом и снимают его только на время торжественных праздников. Столы теперь становятся более утонченными и разнообразными по форме. Как и пре­жде, они ставятся на 1 или 4 ножки, но и здесь они делаются резными, украшаются позо­лотой, различными вставками из слоновой кости и драгоценных камней. Достаточно часто используется резьба по дереву. Поэтому для мебели в основном берется орех, который дает больше возможностей, чем прочный дуб, так широко использовавшийся раньше.
    Достаточно часто для украшения интерьера используется медная, серебряная, бронзо­вая и оловянная посуда. Также из бронзы и олова делаются большие массивные люстры и канделябры, в основе которых лежит человеческая фигура или фигура животного. От этой фигуры в разные сто­роны отходят s-образные завитки, на концах которых располагаются чашечки для свеч.

    Стиль барокко для интерьера малогабаритной квартиры мало подходит, потому что он требует большого пространства, использования массивных предметов мебели и украшений, которые лишь будут сужать и так небольшое пространство квартиры. Но если этот стиль вам по душе, можете ограничиться небольшой стилизацией, используя лишь некоторые детали. Однако даже для них необходимо будет продумать цветовое оформление комнаты, раз­граничить ее на верхний и нижний уровень, сделать в стенах небольшие ниши и разместить понравившиеся статуэтки. Очень хорошо подходят различные вазы с цветочным орнаментом и пастушескими миниатюрами.

    Стиль Рококо

    Достаточно стремительное развитие интерьерного искусства в XVIII в. обусловило частую смену стилей внутренней отделки домов. Одновременное сосуществование сразу трех направлений повлияло на развитие стиля рококо. Это было логическое завершение барокко и начало классицизма. Характерной особенностью этого стиля является сочетание внешней сдержанности и внутренней роскоши, которая была предназначена для комфорта. Помещения не всегда выдерживаются в одной цветовой гамме и обустраиваются с уче­том наклонностей хозяина и его рода занятий. Порой возникает некоторое противоречие в интерьере целого дома, но именно смена декораций позволяет настроиться на работу, на отдых и на развлечения. Но основные моменты все же остаются одними и теми же. Да и их сочетание должно воплотить и легкую фантазию, и кокетство, и каприз.

    Внутри дом всегда украшается настенной живописью, достаточно часто встречается и роспись потолков, продолжающая сюжетную линию стен. Конусообразный или овальный свод отделяется стукковым орнаментом, однако более легким, чем в барокко. Да и сама комната строится в форме вытянутого овала или круга, углы могут присут­ствовать только в кабинетных комнатах и в будуаре, хотя и это встречается достаточно редко.

    Только в стиле рококо используются настенные консоли, которые делаются из стукко или фарфора. Эти два материала позволяют вылепить невысокий рельеф, который очень быстро принимает нужную форму и схватывается. В качестве основных орнаментов используются восточные мотивы с изображением пальм, заморских животных и птиц, картин из жизни туземцев. Перенасыщенность декоративной отделки становится своеобразным свидетельством уходящей эпохи барокко. Но проявление новых черт говорит уже о свежем веянии в искус­стве интерьера.

    Для того чтобы стилизовать интерьер малогабаритной квартиры и хоть как-то создать в ней атмосферу того давнего времени, можно воспользоваться несколькими деталями. Если полностью передать интерьер рококо, он может не вписаться в небольшую площадь вашей квартиры. Так, например, для кухни вы можете купить обычные чайник и кофейник белого металла с рифленой поверхностью, а также чайный фарфоровый сервиз со сложным цве­точным орнаментом и обязательно с позолотой. Цветочные скатерти, занавески, обои и плитка наиболее подходят для этого стиля. При этом лучше всего выбирать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне.

    Для стилизации комнат потребуется больше деталей. Это и изысканная обивка мебели, и подобранные в тон занавеси, роскошно спадающие на пол, многочисленные вазы (от боль­ших напольных до миниатюрных) с вылепленными цветами или нарисованной сюжетной композицией на тему загородных развлечений. Также комнату можно украсить лепниной с тонким слоем бронзовой или золотой краски.

    Особая изощренность потребуется для стилизации спальни. Здесь преимущественно будет использоваться мебель белых и светлых тонов, а для кровати дополнительно устано­вите балдахин, с каркаса которого, как свадебная фата, будет струиться волна полупрозрач­ного шелка. Светлое стеганое атласное покрывало, свисающее с полога большой кровати, будет только дополнять весь интерьер.

    Стиль Классицизма

    Классицизм, пришедший на смену барокко и рококо, опять выдвигает на первый план традиции античности, идеалы простоты и рациональности. Классицизм — достаточно широкое понятие, включающее в себя сразу несколько сти­левых вариаций. Это и классицизм XVIII в., ампир, неоклассицизм середины и конца XIX в. Небольшие отличия между ними строятся на основании предпочтения какой-то опре­деленной эпохи античности. Так, например, на ранних этапах классицизм развивается под влиянием Греции, культура которой была хорошо известна. Более поздняя эпоха класси­цизма основывается на археологических открытиях, сделанных на территории Рима, а также в Помпее и Геркулануме.

    Нередко распределенные по квадратам картины еще обрамляются и линиями разгра­ничивающего бордюра, состоящего из всевозможных цветов, переплетенных веток и т. п. Стены, потолки и полы не так изобилуют орнаментальными деталями, которые при­сутствуют в отделке мебели и украшений интерьера. Мебель становится менее массивной, более изящной, предпочтение отдается тем же прямолинейным и симметричным линиям, которые присутствуют в интерьере. Легкость мебели подчеркивается и небольшими вставками из севрского фарфора, сло­новой кости и позолоты. Нередко все это украшается изящной утонченной резьбой и эма­левой росписью. Достаточно легкими становятся не только стулья, но и комоды, секретеры, туалет­ные столики, которые теперь снабжаются большими зеркалами. Ножки различных кушеток, диванов, столиков для цветов и игры в карты становятся более изящными, хотя, наряду с увеличивающейся прямолинейностью, акцент направлен на чуть изогнутые формы. Искусство интерьера в основном зиждется на использовании каких-то отдельных дета­лей, например на росписи и формах посуды и украшений. Фаянс здесь занимает главенствующее место. Это обусловливается прежде всего новыми разработками по изготовлению посуды.
    После этого в моду входит светло-синий с переливами фаянс, который наиболее под­ходил для стилизации под римскую культуру. Предметы из такого фаянса не требуют рос­писи или огромных украшений. В качестве этого зачастую используются небольшие пере­плетения в виде нитей или металлические полосы, которые только подчеркивают красоту материала. Из других материалов популярными остаются богемское стекло, фарфор, полудраго­ценные камни, из которых делаются вазы, имитирующие греческие амфоры или стеклянные сосуды в ажурных чехлах. Достаточно часто встречаются и предметы современного быта, которые просто стили­зуются под старую эпоху.

    Современный интерьер

    На протяжении всего XX в. развивалось самобытное искусство украшения инте­рьера, которое периодически то отвергало старые принципы, то опять к ним воз­вращалось. Современное обустройство дома имеет столько разновидностей, сколько людей. Это объясняется прежде всего тем, что интерьер каждый создает сам, по своему желанию, ориентируясь только на собственные вкусы. Смешение стилей, разнообразие красок (от самых ярких и контрастных сочета­ний до пастельных переливающихся тонов), взаимодействие прямых и кривых линий, которые делают мебель удобной, а интерьер более красивым, — все направлено на слу­жение человеку. Кроме того, предпочтение здесь всегда отдается синтетическим мате­риалам, которыми богат уходящий век. Это полиэтилен, пенопласт, поплен, пластик, оргстекло и многие другие.
    Цвет — неотъемлемый компонент создания определенного стиля — всегда должен быть ярким. Середина века отдает предпочтение красным оттенкам, на смену кото­рым приходят насыщенные фиолетовые, а затем и фантастические неоновые: ядо­вито-желтый, оранжевый, фиолетовый, красный, зеленый и даже насыщенный чер­ный, который способен поглотить все вокруг.

    Что касается обстановки современной квартиры, то в основном предпочтение отдается мягкой мебели разных стилей и с разной фактурой обивки. Но все больше используется мебель с наличием металлических конструкций, вставок из пластмассы и разнообразных синтетических материалов. Но и здесь мирно соседствуют прямые и изогнутые линии. Да и сама конструкция мебели за несколько последних лет претерпела много изменений. Прежде всего все без исключения строится по типу трансформеров, то есть путем нескольких легких движений из обычного, ничем не привлекательного дивана вы можете получить удобную тахту, а кресло моментально может превратиться в грече­ское ложе-клине. Из всех стилей интерьера современный стиль остается наиболее доступным. Это не только позволит вам сэкономить средства, но и сделает ваш интерьер всегда обу­строенным по последней моде. Вам не придется ездить по всем магазинам в поис­ках какой-то одной безделушки. Этот стиль строится на сочетании множества разно­плановых вещей. И чем их больше, чем они разнообразнее, тем больший эффект при этом достигается. Кроме того, поменяв местами отдельные вещи, вы без труда можете создать совершенно другую обстановку.